ON-Line школа Редакционная летучка Как отправить материал? Для СМИ

Урок 8. Советы начинающему репортеру

Ваша оценка: Ничего Средняя: 4.8 (4 голосов)

Илья Смирнов,
корреспондент газет "Северное побережье" и "Põhjarannik"

Два главных совета начинающему и любому дргугому репортеру: излагай интереснее, работай честно. Этим можно было бы ограничиться, если бы не то обстоятельство, что делать репортаж - это ремесло. Как и в других профессиях, здесь не может быть пары "абсолютных" советов. А посему, уважаемые начинающие, готовьтесь сейчас к долгому чтению, а затем - точите перья.

 

Смею предположить, что начинающий автор будет писать репортаж и делать фотоиллюстрации к нему, иными словами, исключаю возможность, что он получит профессиональную видео- и/или звукозаписывающую технику. То есть нацеливемся работать пока для газеты или новостного веб-портала. Для любого репортера важно много писать самому и еще больше читать то, что написали коллеги. Тут рекомендую не ограничиваться лишь интернет-версиями, нередко усеченными, а еще брать в руки бумажные газеты. Внимательно смотрите и телерепортажи, ведь там правила жанра те же.

Прошу каждого репортера, незвисимо от опыта, штудировать Кодекс журналистской этики .

 

На кого работаете?

Начинающему репортеру идеально было бы иметь редакционное задание на освещение события: время, место, объем работы, акценты, срок сдачи материала. Если задания нет, но вы сами знаете, где и когда происходит нечто интересное или потенциально интересное, то все-равно будьте благоразумны - согласуйте свои планы с той редакцией, с какой намерены сотрудничать. Ведь она, может, уже направляет туда другого репортера или это событие ей вовсе не интересно. Исключение - когда вы в числе первых оказались на месте происшествия.

Но работаете вы все же на читателя, поэтому рассматривайте свой будущий репортаж именно с его позиции: интересно или неинтересно?

Будучи на месте развития событий, выискивайте самое-самое необычное, интригующее, что-то очень непосредсвенное. Например: резкие высказывания, огромный успех чего-либо у публики, пускай мимолетный, но явно противозаконный эпизод, открытые или тлеющие конфликты между участниками, денежные аспекты (цены, зарплаты, убытки), закрывающиеся или появляющиеся рабочие места и т.п.

Если "изюминки" все не находится - мероприятие оказалось скучненьким, то поищите возможность усилить какой-то важный на ваш взгляд аспект или вывернуть его наизнанку - посмотрите на поднаготную. Но ни в коем случае не выдавайте предполагаемое за действительное.
Если же нет совсем ничего интересного (такое в работе репортера тоже случается) - опять же посоветуйтесь с редактором.

Упомянутая "изюминка" нужна отнюдь не для того, чтобы обмусоливать со всех сторон, но чтобы привлечь читателя. Это самое интересное вам потом нужно будет вынести в лид (lead) - вводный первый абзац. Но не увлекайтесь жареным - не забывайте, что за ним обязательно должно быть смысловое подкрепление, то есть собственно тема репортажа. Именно в этом - интересном начале текста и распределении акцентов - автору нужно будет задействовать свои чутье и талант.

 

Собираем информацию

Собственно написанию предшествует сбор информации. Перво-наперво, как смешно это ни звучало бы, но вы сами для себя уясните, о чем, по большому счету, будете рассказывать читателю. Как вариант: заранее прочтите предварительное пресс-сообщение, афишу, если таковая имеется, прежние статьи на эту тему (ЧП, ясное дело, не в счет). Во-вторых, не стойте на одном месте, смотрите во все стороны, добросовестно слушайте говорящих, по возможности следите за ходом процесса, всегда обращайте внимание на что-то неплановое.

Сами начинайте разговоры с участниками, зрителями, свидетелями, прохожими.

Прежде чем начать общение с респондентом - отвлечь человека, лишний раз убедитесь, что ваш диктофон готов к работе. Про себя сформулируйте парочку недлинных и ясных вопросов. Естествено, они не должны подразумевать лишь "да" или "нет" в ответ. Убедитесь, что респондент готов общаться на понятном вам языке. Фраза "Можно ли говорить с вами на русском?", - нормальная форма начала общения с эстоноязычным человеком в том случае, если ваш эстонский далек от нормального разговорного.

Не забывайте представляться.

Вы также должны недвусмысленно сообщить собеседнику, что готовите репортаж, а не просто так болтаете с ним. Записывайте слова собеседника, и ваш диктофон должен быть на виду, то есть не спрятан. Не забудьте за интересной беседой узнать имя респондента, а также его статус, которым охарактеризуете его при цититоровании (работник предприятия или предприниматель, участник мероприятия или случайный прохожий, очевидец или пострадавший и т.д.).

Избегайте длинных вопросов, вводных фраз, слов-паразитов - следите за своей речью, и чем короче она будет, тем лучше.

Если чувствуете, что ваш собеседник чересчур многословен, неконкретен, - вежливо прервите его, задайте новый или уточняющий вопрос.

Прощаясь не забудьте поблагодарить за общение.

Если он настаивает на том, чтобы перед публикацией вы прислали ему текст на согласование, то запишите адрес электронной почты и скажите, что согласование потребуется сделать оперативно. Но помните: никто не обязывает вас высылать всё - вышлите только его личное высказывания, то есть вне остального текста и прочих мнений.
Для одного репортажа обычно хватает рассказов, комментариев двух-четырех человек.

Сам репортер - очевидец, его (ваше) мнение в определенной степени тоже важно для читателя. Давать волю чувствам, навешивать ярлыки и категоричные оценки не позволит автору ни один редактор, а вот расставлять акценты с помощью лексики, наводящих вопросов вы вполне можете. В процессе сбора информации собственные впечатления, мысли, пометки проще всего наговаривать на диктофон.

Также фиксируйте имена интересно выступивших, находите номера их телефонов, адреса веб-сайтов. Работу с этим всем продолжите за рабочим столом, ведь дополнительные сведения, мнения можно спрашивать по телефону.

Читателю не особенно интересно, где и как вы получали уточняющую информацию.

При общении по телефону правила примерно те же: тщательно записывайте на бумагу ключевые части разговора, но в идеале - найдите возможность сделать аудиозапись, например, включите перед диктофоном динамик громкой связи. Постарайтесь - на всякий случай,чтобы на запись попало и то, как вы представились.

В ходе общения собеседник, бывает, говорит репортеру: "Это я вам не для записи говорю", - оставайтесь честны, не используйте те высказывания в работе, но коль тема затронута важная, сенсационная, то вернитесь к ней в разговоре под менее острым углом и попросите разрешения использовать смягченный вариант.

Убеждайте респондета, что замалчивание имеющейся у него информации не в интересах общества (в большинстве случаев так оно и есть).

Ваши ограничения и возможности

Репортаж - не очень вольный литературный жанр повествования. В этом ремесле авторам нужно считаться с законами, этическими нормами, традициями. Хотите нарушать - что ж, дерзайте, но готовьтесь к необходимости потом объясняться и к "цензуре" редактора.

Будьте очень критичными ко всему, что видите-слышите.

Никогда не используйте высказанные кем-то голословные обвинения в адрес другого лица (естественное исключение - репортаж из зала суда). Если репортаж на них строится, то будьте готовы к жесткой реакции обвиненного. Обязательно всегда напишите мнение обсуждаемого лица или укажите, что человек отказался комментировать, если так оно и было.

Не обвиняйте никого беспочвенно и безапелляционно, то есть дайте возожность защититься.
Все то же самое относится и к контактам с юридическими лицами - фирмами, учреждениями. Советую не писать о жизни, проблемах квартирных, садоводческих и прочих товариществ: общественный интерес тут как правило невелик, а последующие недовольства со стороны несогласных "товарищей" почти гарантированы. Обычно, оно того не стоит.

Смело пишите о человеке тогда, когда это публичное лицо - политик, чиновник, артист, чей личный доход связан с его известностью.

Трижды подумайте, прежде чем заговорить с незнакомым вам несовершеннолетним. Если освещаемое событие происходит в детсаду, школе - работайте только с разрешения директора и, желательно, в его пристутствии. Если интересующие вас дети и подростки находятся вне школьных стен, то общайтесь с ними только с разрешения родителя или руководителя, например, детской экскурсионной группы (запишите его контактные данные, оставьте свои). Все это касается и фотосъемки детей.

Никогда не пишите о болезни конкретного человека, если только он сам или его представитель не разрешили вам этого.

В полицейских, судебных и других подобных репортажах у участников событий, подозреваемых, жертв лучше указывать только имя без фамилии, пол, возраст. При необходимости укажите, откуда эти люди (нарвитянин, житель Таллинна, приезжий и т.п.).

Не используйте фотографии жертв, особенно мертвых.

Четко уясните, что сразу после происшествия никто, даже полиция, не может знать истиных виновников, поэтому пишите лишь о предположениях, по возможности - не своих.

На месте происшествия будьте готовы к тому, что полиция, спасатели, медики и пр. не дадут вам информации, отправив к пресс-представителям. Они обязаны так поступать, но возможны и исключения.

Если сможете "разговорить" рядового, например, полицейского, то используйте эту информацию на свой страх и риск.

Инфозапросы в государственные или местные официальные учреждения делайте по специальным адресам электронной почты. В переписке будьте неизменно вежливы, что, разумеется, не отменяет ваше право на острые, "неудобные" вопросы.

Если задаете вопросы в Эстонии на русском (имеете право!), но не уверены, что адресат владеет этим языком превосходно, то старайтесь использовать простые предложения и лексику. И надейтесь, что ответы на эстонском будут такими же легко переводимыми.

Русскоязычные пресс-секретари без проблем ответят вам на русском - это не запрещено.

 

Беремся за текст

Не затягивайте с написанием отдельных фрагментов своего будущего репортажа. Но и не стремитесь сразу к идеалу: еще не раз сможете перекомпоновать части, предложения.

Помните, что длинные репортажи должны сопутствовать исключительно интересным событиям. Тексты измеряем тысячами знаков, включая пробелы, и все это считает наш текстовый редактор. Например, в "Ворде" (Microsoft Word) в меню Tools/Инструменты смотрим Word Count/Статистика. Старайтесь, чтобы объем вашего творения не перевалил за 7000 знаков, но и не менее 3000. С заголовком вообще не торопитесь: он может "созреть" у вас в голове в любой момент работы над текстом.

Заголовок - он информативный, лаконичный, желательно немного остроумный (не путать со смешным, хотя это иногда тоже уместно).

Читатель, в идеале, с первого же прочтения заголовка должен будет получить намек на тему репортажа или указание на ключевое событие, а также подсознательно предположить, что автор - личность с неординарным взглядом на события.

Весь ваш репортаж, по большому счету, это интересные ответы на несколько базовых вопросов: "Что?", "Где?", "Когда?", "Как?"

Как мы уже выясняли, ответы должны состоять как из живописных повествований с минимальным выражением собственного мнения автора, так и из комментариев, мнений участников репортажа. Когда текст будет написан, на всякий случай еще раз проверьте, упомянуты ли вами дата, место развития событий и т.п. Начинающие авторы нередко забывают вставлять в текст эти основополагающие и очевидные для них самих сведения.

Помните, что благодаря Интернету ваш репортаж смогут прочитать в самых разных уголках страны, а то и планеты.

По крайней мере в начале репортажа избегайте слов: "сегодня", "вчера", "на этой неделе", "следующей осенью" и т.п.; мы же не знаем, когда тот или иной читатель откроет статью на сайте, поэтому пусть он четко представит себе время, о котором идет речь.

Помните, что вы описываете событие, а у него как правило имеются те или иные временные вехи, поэтому проще повествовать о процессе в его развитии.

Распространенный брак-недоделка: репортаж о конкурсе, спортивном соревновании не содержит информации об итогах. Даже если вы сами не дождались церемонии награждения, обязательно позвоните организаторам, разузнайте у них имена и результаты победителей. В идеале, стоило бы привести и высказывание триумфатора.

Думая о языковых вопросах, лексике, руководствуйтесь универсальтным правилом: пишите проще.

Следует избегать местоимения "я". При необходимости пишите о себе в третьем лице: "На вопрос "Спецкора" ответил...", "Спецкор" побывал на месте события", "По данным "Спецкора"..." и пр.

Длинные абзацы старайтесь чередовать через один с короткими.

Короткие предложения - более "хлесткие", ясные, конкретные. Меньше вводных слов! Не усложняйте повествование такими причастными и деепричастными оборотами, какие можно легко выводить в отдельные предложения. Смело избавляйтесь от лишних или дублирующих слов, без которых смысл и так понятен. Например: "... спасатели станут спускать людей" смело можно упростить до: "спасатели спустят".

Также следите за уместностью истинного значения слова - дабы оно не превратилось в бессмысленное слово-паразит. Например, если начинаете предложение со слова "короче", то пусть оно и будет коротким, и именно о том, о чем до этого написано "длинно".

Если слово общеупотребимо, но его значение вам не совсем ясно, - уточните в словаре.
Хорошее средство проверки значений и написания слов русского языка - сайт www.gramota.ru

 

Ничего не бойтесь!

Когда вы дописали свой репортаж, спустя минут десять прочитайте его еще пару раз от начала до конца. Постарайтесь поставить себя на место читателя: много ли возникнет у него вопросов, на которые так и не получит ответы?

Независимо от того, ждут в редакции этот репортаж или он сам станет новостью для редактора, будьте готовы, что за вашей подписью выйдет нечто иное.

Редакторская правка, редакторское видение, редакторское даже "переписывание" - все это нормальные явления, избежать которых едва ли кому удавалось. Поверьте на слово, в большинстве случаев изменения в тексте будут оправданны. И вообще, всегда доверяйте редактору, а в противном случае вообще не работайте с этим СМИ. Но, правда, случается и страшное, особенно для новичка: после редакционной доработки в вашем репортаже возникают фактологические неточности, несогласованности частей текста, чего вы сами добросовестно старались не допускать...

Примите это как неизбежность.

После выхода в свет такой публикации с ошибкой сообщите об этом напишите редактору. Добросовестный руководитель оценит вышедший в печать текст и при необходимости опубликует уточнение и/или поправит статью в Интернете. Однако, если ваши респонденты все же выскажут лично вам претензии, то не стесняйтесь вкратце описать им все как было.

В случае "разборок" с читателями всегда сохраняйте чувство собственного достоинства: не унижайтесь сами и не унижайте СМИ.

Если вы "накосячили" - признавайте это, но не давайте втянуть себя в склоки; как можно скорее узнайте у недовольного собеседника, что он предагает. При необходимости дайте человеку адрес электронной почты, номер настольного телефона редактора или секретаря. Начальство получает зарплату в том числе и за такие неприятные разговоры.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Беритесь за репортаж решительнее, и читатель высоко оценит вашу смелость.

 

Для примера: несколько пунктов из свода правил, установленных в редакции газет "Северное побережье" и "Põhjarannik"

- Заголовок должен передавать главное из содержания новости или статьи, а также пробуждать интерес и заставить прочитать материал. В заголовке должен использоваться активный глагол, не должно быть безличных форм, неизвестных сокращений и неизвестных лиц.

- Вступление (lead) должно говорить о самом главном в статье, цель вступления - вовлечь читателя в историю, поэтому вступление должно быть написано живо. Оно не должно повторять то, что уже говорится в заглавии.

- Более длинные статьи имеют более длинное вступление, короткие - более короткое.

- Задача подзаголовка - расчленить текст, в результате чего из одной длинной истории получается как будто серия коротких.

- Если используется подзаголовок, их должно быть не менее двух. Первый разрешается только после двух абзацев текста. Подзаголовки всегда однострочные.

- Каждый публикующийся в газете снимок должен иметь подпись (в случае портретных снимков к коротким новостям в тексте должно быть пояснение (на снимке)).

- Подпись к снимку должна говорить, кто запечатлен и что происходит на снимке. Если там несколько человек, которые должны быть идентифицированы, то к подписи следует добавить слово (слева) или т.п.

 

Советы начинающему репортеру

Какие напутствия вы можете дать репортеру, который готовится в эти минуты к своему первому редакционному заданию? - такой вопрос мы задали участникам XIV конгресса Всемирной ассоциации русской зарубежной прессы, состоявшегося 22-27 сентября 2012 г. в г. Неаполе, Италия.

 

Ирина Тепина,
главный редактор газеты «Пражский экспресс»

Ошибается тот, кто ставку в своей работе делает на погоню за сногсшибательными новостями. Репортер — это, прежде всего человек, которому есть что сказать людям. Иногда он сам может сотворить сенсацию, если информационно серьезно подготовлен к событию, на которое отправляется. И еще очень важно все, что ты там увидишь и услышишь, «пропускать через себя»,иметь такие чувствительные рецепторы, которые улавливают в событии все самое ценное с новостной точки зрения.

В любую редакцию приходит немало приглашений на мероприятия, идти на которые поначалу совсем не хочется: скучно! Однако были случаи, когда именно дежурные мероприятия выводили меня на очень интересную тему: ведь можно сконцентрироваться на каком-то одном факте и, добрав материала, развить его до очень любопытной картины... Можно отразить взаимосвязь события, на котором вы присутствуете, с другими, и за этим откроется некое новое явление. Очень ценно, когда в произошедшем событии репортер способен рассмотреть его социальный аспект.

 

 

 

Софья Табаровская,
главный редактор радиопрограммы на русском языке «Мы, Техас и Россия»:

- Для начинающего репортера очень важно быть преданным журналистской профессии и иметь собственную позицию. Если в журналистике он не временщик и хочет иметь устойчивый авторитет, для него важно соблюдать профессиональную этику: быть честным и правдивым. Меня удивляет, с какой легкостью некоторые молодые журналисты без всякой проверки используют сегодня факты, взятые из интернета, наводненного неточной и даже ложной информацией. Лично я доверяю только документам, в том числе архивным. В стремлении опираться на факты иногда мне приходилось действовать даже как следователю. Однако факты должны соответствовать действительности, без этого качественной журналистики не бывает.

И еще, на мой взгляд, для начинающего репортера важно понимать, что, к примеру, радио, применительно к жизни отдельного человека — это очень сильное орудие. И использоваться оно должно очень разумно. Развлекать — да, должно, но больше — учить, образовывать, помогать стать лучше. А что касается так необходимых любому СМИ сенсаций, то они могут быть и со знаком плюс. К примеру, замечательно резонансным был у нас в программе очерк о пожилом человеке, который сделал для жителей своей деревеньки очень много хорошего. И чтобы никому не доставить хлопот уже после своего ухода в мир иной, заранее смастерил себе гроб.

 

 

Александр Карлюкевич,
главный редактор газеты «Звязда», Республика Беларусь:

Прежде всего, чтобы стать настоящим профессионалом, начинающий репортер должен жить одной жизнью с обществом. Тогда у него не будет дефицита тем, и все они будут востребованы. Хотя практические усилия по сбору информации тоже никто не отменял. Я, например, начинаю свой рабочий день в 5.30 утра — включаю компьютер и просматриваю хронику последних событий, в диапазоне от важных государственных событий до повседневных забот обычных горожан.

Репортер также должен всегда помнить, что журналистика — это область, где встречаются не только эмоции, но и проблемы и попытка человека изменить мир, обстоятельства, которые ему не нравятся. В руках репортера таким образом находится редкий инструментарий, а сама журналистика является уникальной профессией. Уже за одно это ее можно ценить и преданно ей служить.